Китайско-конфуцианская социалистическая цивилизация!

Современная китайско-конфуцианская социалистическая цивилизация характеризуется синтезом этико-политических учений и религий. В социальной этике конфуцианства личность существует «не для себя», а для общества. Этика Конфуция (552 – 479 года до нашей эры) понимает воспитание как поведение человека к надлежащему исполнению социальной функции. Индивид – это функция в социальном организме общества. Особое значение Конфуций придавал понятию порядка. Подлинное соблюдение порядка ведёт к должному исполнению обязанностей. Социальные отношения параллельны отношениям семейным. Отношения подданного и правителя, подчинённого и начальника такие же, как отношение сына к отцу и младшего брата к старшему.

Сегодня в мировой политической мысли Китай рассматривается как лидирующая глобальная держава, чьё значение определяется феноменальным экономическим ростом и «особой» внешнеполитической позицией. Вступление Китая в ряды экономических супердержав поставило под сомнение существующий мировой экономический порядок хотя бы потому, что Китай всегда был стороной, пострадавшей от структурно-экономического лидерства Запада и никогда не скрывавшей своего недовольства положением дел. Именно поэтому западные учёные-аналитики с начала 1990-х годов непрерывно обсуждают проблему «мирного вхождения» КНР в систему мировых отношений. Волнуются и китайские учёные-аналитики, задавая себе вопрос: как должен вести себя Китай приобретя статус «даго» (великой державы)? Стоит ли ему становиться «фуцзэго» (ответственным государством), что это будет значить для Китая? Как совместить западное и китайское понимание ответственности в этом контексте?

Китай сформулировал достаточно гибкий, и альтернативный советскому, вариант социалистической идеи. Затем он удачно оживил её, интегрировав с конфуцианской этической системой и вполне рафинированными «капиталистическими» механизмами. И не так важно, какова в реальности экономическая система Китая. Важно, что она подаётся китайским руководством и воспринимается в Китае и в мире как альтернативная. Это даёт основание думать, что Китай (особенно, «Большой Китай», то есть КНР, Тайвань и китайские диаспоры в Юго-Восточной Азии, поддержанные всеми китайскими диаспорами в разных государствах планеты) способен бросить вызов Западу и США не только экономически, но и посредством выдвижения «духовной альтернативы» западной системе ценностей. Ясно, что «китайский вызов» имеет особую природу, не такую, которая была характерна для «советского вызова» – поэтому Западу и трудно сформулировать на него приемлемые ответы. Понятно, что коммунистическая доктрина, которую официально проповедует китайское руководство, вряд ли может вдохновить многих. Однако Китай динамично пытается модернизировать её и приспособить к современным запросам, сократив наиболее одиозные положения и совместив их с конфуцианской системой ценностей.

Идея конфуцианского трудолюбия по преобразовательному потенциалу вполне может поспорить с концепцией протестантской этики. В «новой» китайской идеологии важна идея почитания властей и старших, стоическое восприятие жизни. В регионе в целом происходит энергичное утверждение азиатской культуры, включающее приоритет «азиатских ценностей»: трудолюбия, дисциплины, уважения семейных ценностей, авторитета власти, подчинения личных устремлений коллективному началу, веры в иерархическое устройство общества, важности консенсуса, стремления избежать конфронтации. Такая система взглядов проповедует господство государства над обществом и общества над индивидуумом, но «азиатского индивидуума» в этом устраивает отсутствие внутренних конфликтов, опора на общинные ценности и «благожелательный» авторитаризм, которые помогают развиваться демографически и экологически напряжённым социумам.

В подтверждение вышесказанному русский философ А.С. Панарин предложил научно-убедительный цивилизационный подход к классификации политических систем. Утверждая, что сегодня заканчивается «западная» фаза мирового исторического цикла и начинается новая «восточная», обусловленная формированием постэкономической цивилизации, он предполагает, что политическая система данной цивилизации будет строиться в большей степени не на западных демократических принципах политической жизни, а на новых основах, учитывающих специфику принципов авторитарно-подданической традиции политической жизни на Востоке, то есть в Китае (примечание автора монографии [1]).

[1] П.А. Кохно, А.П. Кохно, Империя нового социализма. Глава 4. Элита развития России как страны социалистической цивилизации. Параграф 4.1. Китайско-конфуцианская социалистическая цивилизация (С. 124-125) // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27166, 25.05.2021.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005d/00012577.htm


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий